Скифская этника — Карелия

Символика в украшениях

Хочешь знать новое – читай древнее.

«Скифская Этника» использует символы в своих украшениях. Для нас очень важно, чтобы эти символы были позитивны, нейтральны, и обязательно имели местное происхождение. Последние десятилетия Россию захлестнула волна восточной эзотерики и импортной идеологии. Это увлечение чужестранным влиянием явно не сделало наш народ сильнее и мудрее, напротив, налицо все признаки упадка нашей родной культуры. Человеческий организм генетически легче воспринимает продукты, произрастающие на родной земле, а сколько ни питайся суши, японцем стать не удастся. Россия богата собственной символикой и миропониманием, давайте помнить об этом и не забывать мудрость, доставшуюся нам от далеких предков.

СолнцеСОЛНЦЕ – один из двенадцати символов власти, основной символ созидательной энергии. В качестве источника тепла Солнце представляет собой жизненную силу, страсть, храбрость и вечную молодость. Как источник света оно символизирует знания, интеллект. В большинстве традиций Солнце – символ мужского начала. Солнце также – это жизнь, живучесть, воплощенный характер личности, сердце и его устремления. Солнце и Луна – это золото и серебро, король и королева, душа и тело и т. п.

Наши предки оборонялись от злого начала показом движения СОЛНЦА вокруг земли, изображением сияющего «белого света», якобы независящего от солнца. Земля, оберегаемая светлым началом, в древности изображалась условно (прямоугольники вспаханной нивы) и лишь с середины XIX в. в центр изображения ворвались образы всадников, прях на посиделках, франтоватых офицеров, школьников, гуляющих парочек. Но неусыпное солнце продолжало свой путь и по ночному подземному морю и по небосводу над дневной землей.

Основным способом борьбы с упырями и навьями являлось противопоставление миру зла (или точнее злу мира) всего макрокосма с показом земли и обходящего ее со всех сторон доброго светила-солнца, искореняющего и нейтрализующего злое начало.

Особенно интересно наличие почти во всех видах заклинательных композиций отдельных солнечных знаков или показа трех (а с ночным солнцем и четырех) позиций движущегося солнца или солнечных коней.
С этим обилием охранительной символики должно было быть связано постоянное обращение непосредственно к силам добра и зла на протяжении трудового дня.

Шумерская свастикаВ переводе с санскрита «СВАСТИКА»; означает «благополучие, связанное с благом». Древнейшее изображение этого символа обнаружено в Северо-Западном Причерноморье. Свастика была нарисована на конусообразных крышках небольших сосудов, назначение которых, скорее всего, было ритуальным. Эта керамика, возраст которой ученые определяют в 5450 — 5600 лет, принадлежала знаменитой трипольской культуре, предшественнице древнейших цивилизаций мира, развившейся в междуречье Буга, Днестра и Днепра.

Свастика – древнейший символ вращающегося Солнца, Коловрат. Прямая (левосторонняя) свастика – это крест с концами, загнутыми влево. Вращение считается происходящим по часовой стрелке (в определении направления движения мнения иногда расходятся).

ПРЯМАЯ свастика – символ благословения, доброго предзнаменования, благополучия, удачи и отвращения беды, а также символ плодородия, долгожительства, здоровья и жизни. Это также символ мужского начала, духовности, тормозящей поток низших (физических) сил и позволяющей проявляться энергиям высшей, божественной природы. Обратная (правосторонняя) свастика – это крест с концами, загнутыми вправо. Вращение считается происходящим против часовой стрелки.

ОБРАТНАЯ свастика связывается обычно с женским началом. Иногда она ассоциируется с запуском негативных (физических) энергий, закрывающих проход возвышенным силам духа.

Трехлучевая свастикаВ трипольском гимне о Пуруше сказано, что он состоял из четырех четвертей: три выросли в небо, а одна осталась на земле. Последняя содержала то, что было в небесах. Только одна цепкая клешня коловрата – древнейшей свастики упирается в Землю и врастает в нее, даруя власть неба, иные три попеременно впитывают в себя Вселенную. Вот почему свастика древних несет вечное очищение и плодородие, в то время как свастика фашизма губит мир, потому что давлеет над ним всеми четырьма вырваными из очеловеченного Космоса плоскостями – она более не соединяет небо и землю, а потому противна и Земле и Небу, она более не орало древнейших земледельцев, а жесточайшая крупорушка разорванного на части бездуховного мира…

Наконечник стрелыСкифы верили, что НАКОНЕЧНИК СТРЕЛЫ, повешенный в виде амулета, способен оберечь его владельца от беды. Оригиналы подобных кулонов часто находят в приднепровских степях. Стилизованные изображения наконечников стрел женщины часто использовали в своих украшениях, но в отличии от мужчин, женщинам одного амулета было мало, и они обвешивали наконечниками стрел все свои украшения.

МонетыВ древние времена орденов и медалей не было, поэтому наиболее отличившегося воина часто награждали МОНЕТОЙ за отвагу. Не удивительно, что современные награды так сильно напоминают большую монету, ведь традиция тянется из глубины времён. Чем больше подвигов совершил отец, тем больше монет сверкало на колье дочери. Со временем монеты на женских монистах использовались как обереги и исторически использовались в украшениях жителей русских степей.

В наших украшениях используются монеты Владимира великого (Киевская Русь), золотоордынские (восточный Крым, ранний султанат), Херсонес (скифская манера исполнения). Конечно же все эти монеты отлиты с оригинала.

ПлодородиеВместе с солнцем и водой, испокон веков ЗАСЕЯННОЕ ПОЛЕ почиталось как символ достатка и благополучия. Современную народную вышивку просто трудно представить без этого благородного и древнего символа. Когда рождается новая семья, мы желаем ей любви, счастья и материального благополучия, а 5 тысяч лет назад желали того же, только понималось благополучие по-другому. Если мы желаем белый мерседес, хорошую зарплату и дорогую квартиру, то древние трипольцы желали, чтобы поле было засеяно, а воды были обильны. Однако смысл этих пожеланий один и тот же. Только наверное тогда эти пожелания были искренними, а семьи куда крепче наших. Давайте и мы пожелаем друг другу засеянного поля и обилия!

Древо жизниПрактически все древние народы имеют в своей мифологии отголосок библейской истории о ДЕРЕВЕ ЖИЗНИ и Адаме с Евой. В той или иной форме эта история сохраняется в народной традиции по сей день. Очень часто Дерево жизни используется как центральный фрагмент древней росписи или вышивки и символизирует пожелание Небесного благословения и долголетия.

Древо Жизни не принадлежит ни одной культуре – даже египтянам. Оно вне рас и религий. Этот образ является неотъемлемой частью природы… Сам человек представляет собой миниатюрное Древо Жизни. Он обладал бессмертием, когда был связан с этим деревом. О Древе Жизни можно размышлять как об артериях большого космического тела. По этим артериям, как по каналам, текут живительные силы космоса, которые питают все формы существования, и в них бьется космический пульс жизни. Древо Жизни является отдельной секцией, частью схемы универсального кода жизни.

ГривнаСкифская Этника часто использует древние ГРИВНЫ в своих украшениях. Гривна у скифов была статусным элементом, говорящим о том, что его владелец – уважаемый человек. Рабыня, или нищенка подобное носить не могла, и это поддерживалось всем древним обществом. Со временем гривна вошла в славянскую традицию, сохранив свой подтекст и украшая исключительно важных людей.

Грифон

Солнечное гибридное существо, соединяющее в себе голову, крылья и когти орла с телом льва, – эти животные олицетворяют власть над воздухом и землей (король птиц и король зверей), поэтому ГРИФОН – символ силы и бдительности. В Греции грифон был посвящен Аполлону, чью колесницу он вез по небу, для Афины он олицетворял мудрость, для Немезиды – возмездие. Легенды гласят, что грифоны охраняли золото Индии и скифов. Существует также легенда, что грифоны, живущие на Крайнем Севере, охраняют золото Зевса, находящееся в стране гипербореев.

Эти мистические существа символизируют власть над небом и землей, силу, бдительность и гордыню. Грифон также стал атрибутом богини возмездия — Немезиды: он вращал её колесо фортуны.

Современное понятие «гриф секретности» как-то перекликается со смысловым значением сущности мифического грифа (грифона) — «сохранение в тайне» важных сведений от посторонних глаз, т.е. держа во тьме неведения от других.
Первоначально в образе грифона изображали сатану,завлекающего людские души в ловушку, в дальнейшем это животное стало символом двойной (божественной и человеческой) природы Иисуса Христа. Таким образом грифон стал ещё и врагом змей и василисков.

СоколСамоназванием скифов-скитальцев было соколоты — по их тотему соколу. СОКОЛ связан в представлении всех народов с культом Солнца-Коло (даже у древних египтян солнечное божество Гор-Хор изображался в виде сокола). Само слово сокол означает «сопутствующий Солнцу-Коло». Поэтому в скифском изобразительном искусстве «звериного стиля» проходным сюжетом является сокол (эту птицу многие исследователи скифов считают орлом), терзающий змею. Смысл этого сюжета — в смене эпох, когда киммерийская (змеиная) эпоха в Степи сменилась соколотской (соколиной). То есть, так в образном виде отмечается факт исторической победы скифов-соколотов над киммерийской традицией, факт замены степной киммерийской культуры Дэва на скифскую Ахура (сравните: Георгий, поражающий Змея).

В религиозной символике используется два вида соколов: дикий и домашний. Дикий сокол символизирует злую мысль или злое деяние, тогда как домашний сокол является символом святого человека, а иногда язычника, обращенного в христианскую веру. В живописи эпохи Возрождения домашний сокол, служащий охотничьей птицей, часто присутствует в сценах празднеств и в сценах из жизни знати. В сюжетах о волхвах его часто изображают сидящим на руке у сопровождающего их мальчика.

МЕДВЕДЬ – символ спокойствия и упорства. Медведя скифы никогда не считали агрессивным и опасным животным, так как для бдительного всадника этот зверь не представлял никакой опасности. Медведь никогда не отступает и проявляет большое упорство в добыче пищи и прочих аспектах своей жизнедеятельности. Настоящему скифу нелишне обладать такими качествами. Медведь часто использовался как символ ремесленников и мастеров разных ремёсел.

ОленьНаиболее распространенный в Скифии и вместе с тем наиболее изученный образ – образ ОЛЕНЯ, реже – барана или лося. Фигурки оленей – фактически символ скифского искусства в целом. Впервые они появляются на оленных камнях.

Некоторыми исследователями популярность этого образа в Скифии объясняется тем, что в архаический период развития скифского общества олень являлся тотемом этого народа. Это подтверждается тем, что самоназвание многих родственных скифам народов – «сака» — означает «олень». Олень – настоящий символ изящества и красоты. Это быстрое и сильное животное, обладающее при этом тонкими формами тела. Скифы всегда поражались красоте этого животного, замысловатости сплетения его рогов. Изображение этого животного очень часто встречается в скифском ювелирном и гончарном искусстве.

Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от спиральных галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков до рисунков на человеческих пальцах, и даже молекула ДНК имеет форму двойной спирали.

СпиральСПИРАЛЬ – весьма сложный и многозначный символ. Но прежде всего – это символ великой созидательной (жизненной) силы как на уровне космоса, так и на уровне микрокосма. Спираль является символом времени, циклических ритмов, смены сезонов года, рождения и смерти, фаз «старения» и «роста» Луны, а также самого Солнца.

Скифское зеркалоЗЕРКАЛО символизирует истину, самореализацию, мудрость, разум, душу, отражение сверхъестественного и божественного интеллекта, отображенного в Солнце, Луне и звездах, ясно сияющую поверхность божественной истины.Считается, что зеркало имеет магические свойства и является входом в зазеркальный мир. Если зеркало висит отражающей поверхностью вниз в храме или над гробницей, оно открывает путь для восхождения души. В магии зеркала служат для развития взгляда.

ЗмеиКольцеобразная фигура, изображающая ЗМЕЮ, кусающую свой собственный хвост, – символ вечности, неделимости, цикличности времени, алхимии. Символика этой фигуры интерпретируется по-разному, так как она комбинирует созидательный символизм яйца (пространство внутри фигуры), земную символику змеи и небесную символику круга. Кроме того, змея, кусающая свой хвост, – символ закона кармы, колеса сансары – колеса Воплощения.

КОЛЕСО – символ солнечной энергии. Солнце – центр, спицы колеса – лучи. Колесо – атрибут всех солнечных богов и земных правителей. Оно символизирует также жизненный цикл, перерождение и обновление, благородство, изменчивость и изменения в материальном мире (окружность – предел материального мира, а центр – «неподвижный двигатель», космический источник света и силы).

Вращающееся колесо связано с циклами проявлений (рождения, смерти и возрождения) и судьбой человека.
На обыденном уровне колесо Госпожи Удачи (колесо фортуны) – символ взлетов, падений и непредсказуемости судьбы.

ЛабиринтЛабиринт символизирует мир, Вселенную, непостижимость, движение, сложную проблему, заколдованное место. Это символ таинственности, загадочности, имеющий множество различных толкований, часто противоречивых, иногда пугающих.

Изображения лабиринта на домах считаются амулетом для защиты от враждебных сил и злых духов.
Захоронения, погребальные пещеры и могильные курганы в форме лабиринта защищают мертвых и не позволяют им возвращаться обратно.

Луна – владычица женского начала. Она символизирует изобилие, циклическое обновление, возрождение, бессмертие, оккультную силу, изменчивость, интуицию и эмоции. Древние измеряли по циклам Луны время; определяли сроки наступления приливов и отливов; предсказывали, каким будет будущий урожай.

Хотя обычно символизм Луны носит позитивный характер, в некоторых культурах ее представляют в виде дурного глаза, наблюдающего за происходящим, ассоциируют со смертью и зловещей ночной темнотой.

ЛунницаЛунница — уникальный оберег, который считается символом плодородия и благополучия. Считается, что она предотвращает развитие различных заболеваний, способствует легкому течению беременности, уменьшает боль при родовых схватках. Тогда как цветочные узоры на луннице означают, что владелец этого оберега находится еще и под защитой Солнца, а это гарантирует успех в делах и уважение окружающих.

Лунница изначально относилась к культу поклонения Луне. Славянские женщины носили эти украшения, имеющие форму молодого месяца, не снимая, чтобы оградить себя от напастей, обеспечить себе и своим детям здоровье, а дому — достаток. Загнутые книзу «рожки» лунницы символизируют благорасположение Неба, под охраной которого находится владелица этого оберега.

Над землей раскинулось огромное «Воздушное пространство» — небосвод, по которому непрерывно движется обогревающее солнце, сверху вниз льются желанные потоки дождя из неистощимых запасов верхнего неба, отделенного твердью от видимого небесного пространства. Картина мира, нарисованная трипольскими художниками, отражала сложный комплекс представлений о плодовитости, о двух небесах, содействующих этой плодовитости, и о движении времени.

Следы этого удивительного пласта нашей истории обнаружены совсем недавно… И лишь от нашего желания осознать свои корни зависит понимание того послания через тысячелетия, которое оставила нам Трипольская цивилизация.

0

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Корзина
Корзина пуста.
Последние отзывы
  • Загрузка...